Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Себестоимость играет ключевую роль в формировании прибыли и представляет собой важный аспект хозяйственной деятельности, что делает ее На конкурентном рынке, в зависимости от уровней спроса и предложения, устанавливается равновесная цена, а поэтому, чтобы вывести продукцию на рынок, предприятие должно обеспечить ее определенную себестоимость, которая отражает все затраты и формирует цену продукции. Анализ трудов различных авторов, раскрывающих сущность себестоимости, показал, что практически все авторы классифицируют ее как сумму затрат - материальных, логистических, организационных, производственных, коммерческих, реализационных и управленческих.
Актуальность изучения этой темы обусловлена и тем, что себестоимость продукции – это не просто финансовый показатель, но и мощный инструмент управления предприятием. Понимание сущности и методов расчета себестоимости необходимо для бизнеса любого масштаба, стремящегося к устойчивому развитию и эффективному управлению ресурсами. Разбираясь в этом важном аспекте, предприятия могут не только повысить свою конкурентоспособность, но и обеспечить стабильность в изменчивом мире бизнеса.
Специфика деятельности предприятий отрасли общественного питания определяет особенности учета затрат и калькулирования себестоимости продукции, которые необходимо учитывать при выборе учетной политики и формировании учетно-аналитического обеспечения управления деятельностью предприятий общественного питания.
Взаимосвязь между организационно-технологическими особенностями деятельности предприятия общественного питания и учетной системой изучено в рамках проведенного исследования.
Целью работы является анализ себестоимости продукции в ООО «Кид-строй Фуд» и разработка путей ее снижения.
Поставленная цель предопределила необходимость решения следующих задач:
– исследовать теоретические аспекты себестоимости продукции и путей ее снижения;
– проанализировать основные экономические показатели деятельности ООО «Кид-строй Фуд»;
– дать анализ себестоимости продукции в ООО «Кид-строй Фуд»;
– разработать пути снижения себестоимости продукции.
Объект исследования – себестоимость продукции.
Предмет исследования – пути снижения себестоимости продукции в ООО «Кид-строй Фуд».
Информационной базой исследования послужили труды российских ученых, данные бухгалтерской (финансовой) отчетности отчетности ООО «Кид-строй Фуд», данные сети интернет.
Глава 1. Теоретические аспекты себестоимости продукции и путей ее снижения
1.1 Себестоимость продукции: понятие, структура, виды и основные методы ее определения .
Себестоимость играет ключевую роль в формировании прибыли и представляет собой важный аспект хозяйственной деятельности, что делает ее одним из основных элементов управления. Она является одним из важнейших качественных показателей, который отражает все аспекты хозяйственной деятельности предприятия, его достижение и недостатки.
Анализ литературных источников позволяет представить следующие основные формулировки себестоимости, представленные в таблице 1.
Таблица 1 – Трактовка понятия себестоимости в экономической литературе
Источник Толкование себестоимости
Приказ Минпромнауки РФ от 04.01.2003 № 2 [1] Под себестоимостью продукции понимается величина затрат в денежной форме на подготовку производства, производство и реализацию общего объема продукции или отдельных ее видов, состоящая из стоимости потребленных ресурсов и других затрат, обусловленных процессом производства [1]
В. О. Бердичевская Себестоимость продукции - центральный объект управления и качественный показатель, характеризующий эффективность деятельности предприятия [2]
Г. С. Дмитриева Себестоимость - это денежное выражение расходов предприятия, связанное с производством и сбытом продукции, выполнением работ, предоставлением услуг [3]
И. Е. Екатеринина, М. А. Полякова Себестоимость – стоимостная оценка природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, трудовых ресурсов, используемых в процессе производства, а также других затрат на его производство и реализацию [4]
О. М. Климахина Себестоимость продукции – это денежное выражение затрат предприятия или текущих затрат производства внешних и внутренних [5]
А. Р. Кубекова, А. И. Гебенова Себестоимость (затраты) – денежное выражение величины ресурсов, использованных с конкретной целью [6]
В. С. Кустовинов Издержки производства и реализации (себестоимость продукции, работ, услуг) представляют собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции (работ, услуг), природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, а также других затрат на ее производство и реализацию [7]
В. В. Мясоедова Себестоимость - комплексный экономический показатель, который объединяет в себе затраты на использование средства производства, затраты живого труда, т.е. затраты на заработную плату работников предприятия, а также часть чистой прибыли общества, которая предназначения для социального страхования, содержания пенсионеров, безработных, медицинское страхование [8].
Рассматривая различные точки зрения, наиболее точное определение, на мой взгляд, дала О.М. Климахина, которая считает, что «себестоимость - это денежное выражение расходов предприятия, связанное с производством и сбытом продукции, выполнением работ, предоставлением услуг».
Источником информации о планировании, учете и калькулировании себестоимости продукции на промышленных предприятиях без учета отраслевой специфики промышленного предприятия являются основные положения по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции на промышленных предприятиях [4].
При планировании затрат и себестоимости используются несколько методов планирования [3]:
1. Сметный метод; представляет собой планирование на будущее. Учитывает величину затрат по всему предприятию за определенный расчетный период.
2. Нормативно-балансовый. Используется на предприятиях с массовым и серийным производством, где хорошо поставлено нормирование.
3. Пофакторный.
4. Калькулирование.
Сметный метод представляет собою обоснование каждой статьи себестоимости с использованием специальной сметы затрат. Смета составляется на отдельные комплексные статьи расходов или в целом на весь объем валовой, товарной и реализованной продукции. В ходе планирования себестоимости отдельные сметы используются для отражения отдельных разделов плана, например, плана материально-технического обеспечения, плана по труду и персоналу, плана технического и организационного развития предприятия, в которых обосновываются затраты соответствующих ресурсов. Метод позволяет увязать отдельные разделы тактического плана между собой и согласовать их с планами внутрипроизводственных подразделений. Метод очень трудоемок и применяется на стадиях окончательного составления плана.
Нормативно-балансовый метод, который состоит в том, что при планировании себестоимости продукции (работ, услуг) применяются нормы и нормативы использования различных видов ресурсов. Сущность метода заключается в составлении балансовой потребности и распределении по направлениям хозяйственной деятельности предприятия материальных, трудовых и денежных ресурсов для выполнения плана выпуска продукции. Специфика метода в том, что он применяется на предприятиях с массовым и серийным характером производства, например в обрабатывающих отраслях промышленности.
Пофакторный (расчетно-аналитический) метод планирования позволяет определить плановую себестоимость не отдельных изделий, а всей товарной продукции и раскрыть влияние важнейших технико-экономических факторов на изменение себестоимости. Плановая сумма себестоимости может быть получена путем вычитания суммы экономии (прибавления величины перерасхода) из фактической себестоимости продукции базисного периода.
На разных стадиях жизненного цикла изделия используют различные методы калькулирования затрат. Приближенные методы используются на ранних стадиях проектирования. Они носят менее точный характер, поскольку позволяют провести точный расчет только по 2-3 элементам из-за отсутствия точных данных, либо по причине того, что проведение точного расчета не является основной целью.
К ним относятся [3]:
– метод приведения к базовому узлу; этот метод используется, если имеются фактические данные или возможность рассчитать себестоимость одного из ведущих узлов. Точный расчет с использованием этого метода производится относительно отдельно взятого узла. Для этого используется коэффициент приведения, который учитывает отраслевую принадлежность, производственные, технологические особенности изделия.
– метод удельных весов; себестоимость проектируемого изделия с использованием данного метода может быть установлена путем расчета одной из статей затрат и установления удельного веса данной статьи в полной себестоимости аналогичных изделий. По методу производятся прямые или точные расчеты по 2-3 элементам (обычно затраты на материалы и сырье, комплектующие изделия, могут включаться затраты на основную заработную плату).
Метод корреляционных связей основан на учете соотношений между отдельными составляющими затрат.
Таким образом, в ходе проведенного исследования установлено, что себестоимость продукции с экономической точки зрения характеризует использование ресурсов предприятия, выраженных в денежной форме на производство и реализацию продукции, как показатель хозяйственной деятельности является качественным показателем, что характеризует эффективность деятельности предприятия. Себестоимость продукции это не только важнейшая экономическая категория, а еще и качественный показатель, который отображает итоги хозяйственной деятельности предприятия.
К методам планирования себестоимости относятся методы, по которым точность расчета себестоимости обусловлена количеством или числом элементов затрат (перечень элементов, относимых на себестоимость продукции, публикуется в нормативных бухгалтерских документах): методы нормативной калькуляции и сметной нормативной калькуляции.
1.2 Методика анализа себестоимости продукции
Анализ себестоимости – это процесс определения ожидаемых расходов, которые будут понесены компанией при производстве продукции или оказании услуги [9].
Процесс анализа себестоимости имеет стратегическое и операционное значение. Важно точно оценить себестоимость, чтобы определить цены на продукцию или услуги, учитывая при этом не только текущие расходы, но и потенциальные риски и возможности роста. Это позволяет компании оставаться конкурентоспособной на рынке [7].
Этапы анализа себестоимости включают [8]:
1. Идентификация компонентов. Определение всех факторов и их коэффициентов, которые влияют на себестоимость, включая затраты на материалы, труд, амортизацию, расходы на энергию и т.д. Коэффициенты можно узнать из нормативных актов, например, по индексации МРОТ, трендах цен на сырье и покупные полуфабрикаты на биржах, прогнозов ЦБ по инфляции и других источников.
2. Оценка стоимости компонентов. Анализ и оценка каждого элемента затрат выбранной группы продуктов, а также учет возможных изменений в ценах и условиях закупок. В организациях массового производства или продаж однотипной продукции группой расчета являются все серийные продукты. За базу стоимости компонентов может быть взят расчет цен поступления по среднему в стабильной экономической среде или по цене последнего поступления в неблагоприятных экономических условиях.
3. Расчет себестоимости. Подсчет общей суммы затрат, объединяющей все компоненты, связанные с производством продукции или предоставлением услуг. Важно отметить, что существуют показатели, которые трудно рассчитать на единицу продукции и следует распределять их пропорционально максимально точному показателю, например, стоимости материала или норма - часа.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Приказ Минпромнауки РФ от 04.01.2003 N 2 (ред. от 10.07.2003) «Об утверждении Методических положений по планированию, учету затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг) и калькулированию себестоимости продукции (работ и услуг) на предприятиях химического комплекса»
2. Бабанская, А. С. Анализ себестоимости продукции в экономическом анализе по элементам затрат. Анализ затратоемкости / А. С. Бабанская, А. А. Федота // Развитие агропромышленного комплекса в условиях цифровой экономики : Сборник научных трудов VI Национальной научно-практической конференции посвященной 30-летию экономического факультета, Кинель, 25 апреля 2024 года. – Кинель: ИБЦ Самарского ГАУ, 2024. – С. 49-53.
3. Байзигитова, А. Себестоимость продукции и пути ее снижения / А. Байзигитова // Человек. Общество. Культура. Социализация : материалы XX Международной молодежной научно-практической конференции, Уфа, 18 апреля 2024 года. – Уфа: Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, 2024. – С. 486-490.
4. Бердичевская, В. О. Учет затрат на производство и реализацию продукции и калькулирование себестоимости продукции : Учебное пособие / В. О. Бердичевская. – 1-е изд.. – Москва : Издательство Юрайт, 2023. – 159 с.
5. Бусыгин, В. Д. Оценка себестоимость продукции и пути её снижения / В. Д. Бусыгин // Проблемы современного социума глазами молодых исследователей - XVI : материалы XVI Всероссийской научно-практической конференции, Волгоград, 10 июня 2024 года. – Волгоград: Закрытое акционерное общество "Университетская книга", 2024. – С. 95-98.
6. Гришина, О. В. Анализ возможностей снижения себестоимости производимой продукции / О. В. Гришина, Л. Г. Ивашечкина // Актуальные проблемы социально-экономической статистики, бухгалтерского учета, анализа, аудита и цифровизации экономических расчетов : Сборник научных статей по материалам I Всероссийской научно-практической конференции посвященной 65-летию высшего экономического образования в Университете Лобачевского и Нижегородской области. Региональная площадка Московского академического экономического форума-2024, Нижний Новгород, 14 мая 2024 года. – Нижний Новгород: Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, 2024. – С. 98-103.
7. Дмитриева, Г. С. Методы планирования затрат и себестоимости продукции / Г. С. Дмитриева // Повышение управленческого, экономического, социального и инновационно-технического потенциала предприятий, отраслей и народно-хозяйственных комплексов : сборник статей XI Международной научно-практической конференции, Пенза, 21–22 мая 2020 года. – Пенза: Пензенский государственный аграрный университет, 2020. – С. 62-63.
8. Екатеринина, И. Е. Состав и Классификация затрат на производство и реализацию продукции / И. Е. Екатеринина, М. А. Полякова // Инновационные идеи молодых исследователей для агропромышленного комплекса : Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, Пенза, 28–29 марта 2024 года. – Пенза: Пензенский государственный аграрный университет, 2024. – С. 164-169.
9. Климахина, О. М. Инструментарий управления себестоимостью продукции предприятия / О. М. Климахина // Актуальные проблемы социально-экономического развития общества : Сборник трудов по материалам V Национальной научно-практической конференции, Феодосия, 24 марта 2023 года. – Керчь: ФГБОУ ВО «Керченский государственный морской технологический университет», 2023. – С. 26-30.
10. Кубекова, А. Р. Понятие и сущность себестоимости продукции / А. Р. Кубекова, А. И. Гебенова // Новая наука - новые возможности : сборник статей VII Международного научно-исследовательского конкурса, Петрозаводск, 07 февраля 2024 года. – Петрозаводск: Международный центр научного партнерства «Новая Наука» (ИП Ивановская И.И.), 2024. – С. 23-28.
11. Кустовинов, В. С. Планирование себестоимости как элемент управления финансовым состоянием / В. С. Кустовинов // Научно-технический прогресс: информация, технологии, механизм : Сборник статей Международной научно-практической конференции, Таганрог, 25 ноября 2023 года. – Уфа: Общество с ограниченной ответственностью "Аэтерна", 2023. – С. 91-93.
12. Мясоедова, В. В. Планирование себестоимости продукции предприятия / В. В. Мясоедова // Экономика и управление: ключевые проблемы и перспективы развития : Материалы XVII международной научно-практической конференции, Тихорецк, 27 октября 2023 года. – Краснодар: ФГБУ "Российское энергетическое агентство" Минэнерго России, 2023. – С. 266-270.
13. Свечнов, В. Д. Пути снижения себестоимости продукции / В. Д. Свечнов, К. Г. Коновалова // Вектор экономики. – 2024. – № 4(94). – С. 44-49.
14. Сенцов, Д. В. Планирование себестоимости продукции на российских предприятиях / Д. В. Сенцов // Технологии, модели и алгоритмы модернизации науки в современных геополитических условиях : Сборник статей Национальной (Всероссийской) научно-практической конференции с международным участием, Уфа, 22 апреля 2023 года. – Уфа: Общество с ограниченной ответственностью "ОМЕГА САЙНС", 2023. – С. 100-102.
15. Фоминова, В. А. Понятие и экономическая сущность себестоимости продукции / В. А. Фоминова, Н. Н. Гончарова // Финансы, учет, банки : Тезисы докладов и выступлений V международной научно-практической конференции молодых ученых, Донецк, 06–07 декабря 2023 года. – Донецк: Донецкий национальный университет, 2023. – С. 213-216.
16. Шевченко, С. С. Пути снижения себестоимости продукции / С. С. Шевченко, Ю. Н. Павленко // Приоритетные направления развития учетно-аналитических систем и процессов хозяйствующих субъектов в информационном обществе : Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 100-летию Кубанского государственного аграрного университета имени И. Т. Трубилина, Краснодар, 23 декабря 2022 года. – Краснодар: Издательство "Новация", 2023. – С. 89-92.
17. Ресторан китайской кухни «Харбин» https://harbinirkutsk.ru/